0

Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан: "Сегодня очень важно повлиять на общий вектор развития СМИ в России"

День третий. 1 ноября.   Третий день нашего Фестиваля православных СМИ был менее напряженным, более камерным. Наверное, еще и потому, что основной темой сообщений была региональная: "Региональные СМИ: Православие, как фактор консолидации российского общества".   За эти фестивальные дни мы стали ближе друг другу, хотя дистанция сохранилась, и "братания" епархиальных СМИ не произошло. Просто не было времени, чтобы поговорить, пообщаться и поближе узнать друг о друге. Третий день Фестиваля хоть и был посвящен Региональным православным СМИ, но дело до "обмена мнениями" епархиальных СМИ не дошло.   1 ноября модератором Фестиваля, всеми уважаемым ответственным редактором "Церковного вестника" Сергеем Чапниным, был предложен проект основного документа Фестиваля. Но в нашем Дневнике третьего дня мы начнем не с этого, а с выступления Епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана "Церковь и общество: новый опыт сотрудничества".   Собственно, Владыка и не выступал, а искренне и открыто говорил с аудиторией Фестиваля, заметив с улыбкой: "мы - переферийные, москвичи хотят учить регионы, но постарайтесь учиться у регионов, москвичи". Контекст выступления Владыки был определен не только епископским саном, но и его абсолютно государственным мышлением. Владыка говорил просто, но о важном и главном. Не зря Владыка Феофан является членом Общественной палаты при Президенте РФ. Хотелось бы, что бы так же мыслили и говорили наши государственные деятели и политики.   В Ставропольской епархии 6 субъектов Федерации, 9 миллионов населения, строятся 80 храмов, на ее территории соединены два мира – православный и мусульманский, мы умеем жить в согласии. "Ваш Владыка, - сказал Епископ Феофан, - постоянно колесит по Кавказу, безпрестанно в дороге, и я вижу, мы умеем жить в мире, но мы слишком разрознены, и это можно отнести и к православным СМИ". В информационную службу Епархии Владыки Феофана входят телевидение, радио и пресса. Церковь получает время для прямых эфиров даже на радио, которым владеет мусульманин. Русская Православная Церковь на Кавказе объединяет народ, в том числе, не без помощи своих православных СМИ. И то, что в Осетии Владыка крестил 1300 человек, говорит о многом: простой народ хочет мира на Кавказе.   Епископ Феофан справедливо заметил, что самым первым институтом гражданского общества является наша Церковь. Церковь создана самим Богом, и врата ада не одолеют Ее. Церковь, сказал Владыка, это мост, объединяющий церковную прессу и светскую. В российском обществе, и это стало заметно, идея прав человека переходит в диктатуру политкорректности, считает Владыка. Ведется много разговоров о русском национализме и шовинизме, хотя Россия – единственный пример многонационального и многоконфессионального государственного мирного сосуществования народов. По милости Божией, рассказывал Владыка, я не боюсь ездить в Чечню.   Владыка Феофан перед большой аудиторией конференц-зала размышлял о том, почему мы не можем понять друг друга? И сам ответил: "Только, когда внутри тебя есть любовь, другой человек это чувствует и открывает тебе свою душу. Мы должны уметь полюбить, но не поступаться верой". Владыка уверен, что церковные журналисты не должны ворошить прошлое, искать правду, а должны примирять. Владыка считает, что тема патриотизма, любви к родине - непаханое поле церковных СМИ, и сказал, что мы обязаны эту тему вести еще и потому, что ее совсем нет в светских СМИ. Епископ Феофан процитировал нам известные слова Святителя Филарета Московского о том, что плохой гражданин своего земного Отечества, не может стать хорошим гражданином Небесного.   Церкви действительно есть, что сказать, она умеет видеть происходящие события в их перспективе и глубине. Однажды, как рассказал Епископ Феофан, его позвали на большое собрание, на котором радостно говорили, сколько хороших детских домов построили для детей, и сколько еще построят. Владыка тогда выступил, сказав, что нам надо говорить не о том, сколько мы построим еще новых детских домов, а о том, когда мы закроем последний детский дом. Владыка считает, что обществу надо менять свое отношение к детям, менять и нравственный климат. Проблема безпризорников, сказал Владыка, это и проблема наша с вами – православных СМИ, потому что институт семьи и школы претерпел страшную деформацию, и мы подошли к опасной черте, - полагает Епископ Феофан.   Владыка помнит, как Хрущев называл журналистов "автоматчики партии", и сформулировал основную проблему российской прессы: "Сейчас пресса не стала властью, потому что власть предполагает ответственность, а светская пресса отвечает только перед своими хозяевами".   Владыка справедливо и верно заметил, что и у православной прессы есть проблемы: она находится в информационном гетто и обращается преимущественно к церковной аудитории, а сегодня очень важно повлиять на общий вектор развития СМИ в России. Он уверен, если мы этого не добьемся, то не сможем повлиять на нравственное состояние нашего общества. В своем пространном выступлении Епископ Феофан не мог не сказать о том, что волнует его как иерарха Русской Православной Церкви, как государственника: "Самое главное, остановить массовый исход русского населения с Кавказа, это проблема Церкви и государства". Накануне 4 ноября празднования единства России, Владыка говорил, что сегодня Россия находится опять в ситуации выбора, но в отличие от наших предков, мы знаем, что преобразования не всегда ведут в светлое будущее. "Верю и надеюсь, сказал Владыка, что мы избежим нового кровопролития, в том числе, и благодаря подвигу и молитве новомучеников российских, свидетельствующих о добре и истине".   В третьем дне Фестиваля принял участие протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель главы Отдела РПЦ Митрополита Кирилла по внешним церковным сношениям. Отец протоиерей только что вернулся с выставки "Православная Русь", организованной нашей Церковью к Дню единства России. И сказал, что "как гость одиннадцатого часа, постараюсь быть кратким". Протоиерей Всеволод Чаплин признал: "Мы уже не можем говорить, что наши интересы, наши послания полностью игнорируются. Даже в западных СМИ наш голос слышен все чаще и чаще, потому что нашу информационную силу, наши информационные возможности стали сегодня уважать… В наших храмах можно увидеть много молодых людей, людей среднего возраста, а также молодых православных семей, которые становится большинством в наших храмах – вот в этом велика заслуга тех, кто сначала по крупицам, а потом все более мощно представляли сведения в светских СМИ о учении Церкви, ее культуре, ее Богослужении, и это сейчас реально присутствует в информационном пространстве. Отец протоиерей отметил одну из проблем церковных СМИ, где два-три известных человека пытаются вести диалог о Церкви. В числе этих имен есть и мое имя, сказал отец Всеволод, и это плохо, потому что в Церкви есть десятки и тысячи священников, говорящих не хуже меня, а то и лучше, но страх быть осужденным своими же, очень распространен в нашей Церкви.   Протоиерей Всеволод Чаплин убежден, что норма Церкви в отношениях с обществом – открытость. Священники и миряне должны выходить на пространство СМИ, которое, в конечном итоге, есть пространство нашего народа, ожидающего нашего слова. Отец Всеволод констатировал, что уже некоторые известные газеты такие, как "Московские новости", "Коммерсант", "Известия" и др. изменили свой голос по отношению к Церкви на доброжелательный. Но есть люди, которые сделали борьбу с Церковью целью своей жизни. "Нам не надо бояться таких людей, потому что правда убивает ложь и страх". Интересным, и весьма полезным, было выступление иеромонаха Киприана (Ященко), главного редактора общероссийской просветительской и образовательной газеты "Воскресный день. Покров". Отец Киприан поделился своим личным опытом издания православной газеты для православных и не православных школьников. Он рассказал, как десять лет назад, посещая выставку "Современное образование", увидел много интересных газет "Математика в школе", "Литература в школе" и т.п., приложений к газете "1 сентября". Этими газетами успешно пользовались преподаватели страны на своих уроках. Но не было в этих приложениях, как посчитал иеромонах Киприан, самого главного – как отдать Богу день седьмой? Как провести выходной день школьнику? По благословению Святейшего Патриарха стали издавать "Воскресный день", чтобы показать детям и учителям, что наше Православие совсем не убогое. В газете даются материалы для рассказа о православном празднике, материалы для детей и бесед с детьми, в общем, газета ведет катехизацию школы. Таких газет больше в России нет, и если нет подписки на "Покров", то можно попросить, и редакция перешлет электронной почтой нужные страницы даже для СМИ России. Отец Киприан, подводя итоги своему выступлению, сказал тоже, что и Епископ Феофан – "наша слабость в том, что мы не вместе, наша линия фронта, где мы бьемся, проходит по "Основам православной культуры", а, между тем, у нас нет духовно-государственной программы, хотя, судя по опросам, 96% молодежи доверяют, в той или иной степени, Русской Православной Церкви. Но, если светские СМИ будут работать в прежней системе координат, считает отец Киприан, они останутся с порнокультурой и ее потребителями.   С небольшим сообщением о впечатлениях о православной прессе, представленной на конкурсе "Вера и Слово", выступил Андрей Золотов, редактор "Russia Profile", советник председателя правления РИА – Новости, член жюри Фестиваля. Андрей Золотов считает, что тема Церкви недооценена СМИ, и средства массовой информации не готовы воспринять вызов времени в контексте православного христианства. Он также отметил рост уровня епархиальных СМИ и предполагает, что церковные СМИ скоро обгонят светские, потому что у СМИ миссионерское призвание, а из светских СМИ "выпал" человек.   Сергей Чапнин, ангел-хранитель нашего Фестиваля предложил проект итогового документа Фестиваля. В основных положениях этого проекта говорилось следующее: "Мы, участники Второго международного православного Фестиваля "Вера и Слово", вновь собрались для анализа проблем, стоящих перед нашим профессиональном сообществом и совместной выработке наших основных задач… мы согласились в следующем: 1. СМИ оказывают глубокое, поистине проникающее влияние на жизнь всего нашего общества… много в этой сфере работают достойных и профессиональных журналистов, но "духовные и нравственные плоды деятельности значительной части наших СМИ мы не можем признать ни добрыми, ни благами. Многие СМИ пропагандируют идеалы и ценности, глубоко чужды православным христианам, большинству жителей России. Наше, во многом дезориентированное общество, нуждается в таких средствах массовой информации, которые не только рекламируют и развлекают, но просвещают и воспитывают. Отказ современных СМИ от этих задач свидетельствует об утрате ими нравственной и социальной ответственности, что опасно для духовной жизни людей, а, значит, и для будущего России.   2. Мы единодушно утверждаем, что главными задачами православных СМИ были и остаются свидетельство о Христе Спасителе, укрепление наших сограждан в вере в проповедь евангельских идеалов и ценностей, в возрождение человеческого достоинства и гражданской солидарности, в восстановление подлинного доверия между людьми.   Всесторонне рассмотрев главную тему Фестиваля: проблему свободы и ответственности журналиста в свете христианских ценностей, мы настаиваем: истинная свобода основывается на нравственных принципах, краеугольный камень которых - вера в Бога. В тысячелетней российской православной цивилизации понимание свободы, прежде всего, как свободы от греха, глубоко традиционно. То, что для многих и многих светских журналистов этические и нравственные проблемы не имеют серьезного веса, мы считаем серьезной изменой великому наследию русской культуры. 3. В последние годы продолжалось активное развитие православных СМИ, открылись новые печатные издания Интернет-журналы, создаются системы радио и телевещания. В этой ситуации мы видим насущную необходимость сформировать концепцию развития православных СМИ на ближайшие годы, что позволит определить приоритеты нашей деятельности. Согласовать программу сотрудничества и взаимной поддержки. Мы обращаемся к священноначалию с просьбой создать соответствующую рабочую группу. 4. Мы считаем, что первостепенной задачей сейчас становится дальнейшее повышение профессионализма, формирование всероссийской сетевой культуры, подготовки и переподготовки православных журналистов…В недалекой перспективе необходимо создание высшей школы православной журналистики. 5. Мы убеждены, что православные журналисты должны быть открыты своим светским коллегам. Наша обязанность с терпением и любовью, невзирая на очевидные трудности, нести православное свидетельство всему журналистскому сообществу России, внимательно анализировать и критически осваивать лучший опыт российской журналистики, учиться мастерству у настоящих лидеров профессионального цеха. 6. Мы считаем необходимым шире развернуть всестороннее исследование богословских и культурологических аспектов информационного общества на основе святоотеческого предания. 7. Мы обращаемся к организаторам Фестиваля с просьбой поддержать работу его официального интернет-сайта. В межфестивальный период этот ресурс может стать основной площадкой для взаимодействия и информационного обмена, самоорганизацией православного сообщества, православных. 8. Мы призываем всех сотрудников православных СМИ быть верными и ответственными в своем служении для широкого, яркого, свободного и радостного свидетельства об Истине Христовой.   В качестве ремарки, среди предложений от информационных епархиальных служб по согласованию итогового Документа Фестиваля, были предложения к священноначалию нашей Церкви, связанные с необходимостью активнее поддерживать епархиальные СМИ и финансово, и технически.   Окончание следует.

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...