История в огне: Какие памятники архитектуры горели в Пскове
Вечером 15 апреля в Париже начался пожар в соборе Нотр-Дам. У здания обрушился шпиль и кровля, существовала угроза его полного уничтожения. В тушении возгорания участвовали 400 пожарных. Лишь через четыре часа после начала пожара власти сообщили, что интенсивность огня уменьшилась, а каркас здания удастся сохранить. Поначалу такой уверенности не было даже у специалистов. Казалось, французы безвозвратно утратили 850 лет своей истории. Однако президент Франции Эммануэль Макрон пообещал, что собор Парижской Богоматери будет восстановлен.
Псковское агентство информации решило вспомнить, какие памятники архитектуры и зодчества пострадали от огня в Пскове за последние годы, и как сложилась их дальнейшая судьба.
Псковский кремль, объект культуры федерального значения, горел неоднократно, но самым запоминающимся стал пожар в ночь с 27 на 28 апреля 2010 года. Тогда одновременно пострадали сразу две башни — Власьевская (XIV век) и Рыбницкая (башня у Святых ворот, XV век). Пожар начался во Власьевской, но из-за сильного ветра (около 10 метров в секунду), который на большой высоте разносил искры и горящие головешки, вспыхнула и Рыбницкая. После трёхчасового пожара деревянные шатры башен сгорели дотла. Псковичи тогда шутили, что у них «абсолютно безбашенный город». Специалисты оценили нанесённый огнём ущерб в 22 млн рублей. Восстановление шатров завершилось зимой 2011 года.
В мае того же 2010 года в Пскове начались работы по восстановлению шатра Покровской башни, сгоревшего в 1995 году. Покровская башня возведена в конце XV - начале XVI веков и входит в комплекс оборонительных сооружений Окольного города Псковской крепости. К декабрю шатёр самой мощной башни Кремля, одной из крупнейших в Европе, был готов. Проектирование и восстановление кровли обошлось региональному бюджету в сумму порядка 23 млн рублей.
Небольшие возгорания происходили и на других псковских башнях, о них мы упоминаем вскользь, так как эти пожары не приводили к тотальному обрушению шатров, и остались только в оперативных сводках.
С 2006 года в псковских новостях регулярно встречается заголовок «В Пскове горит дом Батова». За прошедшие девять лет купеческий особняк на ближайшем Завеличье горел минимум четыре раза. Очередное (и пока последнее) возгорание произошло в 2014 году. Всё это время между пожарами появлялись известия то о скорой передаче дома в ведение одного из вузов, то о начавшейся консервации, то о поиске арендаторов, то о поручении министра культуры РФ Владимира Мединского «разработать условия, договоры аренды, чтобы арендатор был предельно защищен, если он выполнил все условия по реставрации и охранные обязательства». Но время идёт, воз и ныне там, и здание с красивой мозаикой на фасаде никому не нужно, и по-прежнему больше похоже на дом-призрак, чем на богатое имение XVII века, памятник архитектуры федерального значения.
Бесконечная череда возгораний преследует и дом Седельщикова (XVIII-XIX вв.) на ближайшем Запсковье - Герцена, 5. Начинайте загибать пальцы. Превратившийся в притон для бомжей после выселения в 2010 году образовательного центра «Подросток» памятник федерального значения горел в марте 2014-го, в августе 2014-го, 5 июля, 13 июля и 24 декабря 2016 года.
В начале 2015 года у здания появился загадочный инвестор - ООО «Сан Пит Продакшн». Однако вскоре псковское отделение Российского военно-исторического общества заявило о своих возможных претензиях на это здание, посчитав его бесхозным. В январе 2016 года прошла информация о том, что в доме разместится или отель, или кафе. Через месяц депутаты Псковской городской Думы со второй попытки передали здание из муниципальной в областную собственность. На этом пока всё. Инвесторов нет, здание продолжает разрушаться и привлекать малолетних «сталкеров».
Совсем недавно - в январе 2019 года - пожар произошёл в доме Сафьянщикова (Советская набережная, 9). Сейчас здесь располагаются мастерские и выставочный зал группы художников «Псков-Арт». Основной удар огненной стихии пришёлся именно на галерею.
По версии МЧС, причиной возгорания было короткое замыкание электропроводки, однако обитатели здания заявляют, что дом подожгли намеренно. Фотохудожник Николай Владимиров предположил, что поджигатели проникли в дом через подвал, прошли на верхний этаж и там заночевали. «Года через 3-5 все встанет на свои места, когда на месте дома вырастет многоэтажка с отдельным собственником», - заявил он.
Жилой дом на берегу Псковы построен по заказу и на средства представителя псковской купеческой династии Александра Сафьянщикова в начале 1870-х годов. Здание является объектом культурного наследия регионального значения.
В ночь с 1 на 2 июля 2018 года от пожара пострадала и без того запущенная графская усадьба Васильчиковы-Строгановых в Волышово, которая хоть и не в Пскове, а в Порховском районе, но шума тоже наделала. Фрагменты пола и межэтажные перекрытия усадьбы федерального значения 1784 года постройки тлели всю ночь и половину дня. Борьба с огнём затруднялась аварийным состоянием здания. Под воздействием пламени здание усадьбы лишилась ещё и кровли, которая хоть как-то спасала от дождя и снега.
Версия с поджигателями казалась самой очевидной, потому что проводки в здании нет, молния в крышу не била, дни стояли нежаркие. Злоумышленника, им оказался 15-летний подросток, удалось найти только в сентябре, тогда же губернатор Псковской области Михаил Ведерников подписал план мероприятий по сохранению и возрождению усадьбы в Волышово. После нескольких месяцев дискуссий нашёлся и способ, как если не вдохнуть новую жизнь в разорённое дворянское гнездо, то хотя бы предотвратить его дальнейшее разрушение.
В апреле стало известно, что Волышово вошло в список объектов культурного наследия Псковской области, которым будет заниматься некоммерческая организация «Возрождение объектов культурного наследия Псковской области» под руководством председателя наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергея Степашина.
«Усадьба Волышово, по которой мы не нашли возможности получить средства из федерального бюджета, у нас нет возможностей и регионального [бюджета], и вот здесь как раз автономное некоммерческое партнерство может выступить заказчиком проектно-сметной документации: разработать, определить основной перечень работ, и как минимум сейчас провести работу по консервации, потом противоаварийные работы», - пояснил Михаил Ведерников.