Подытожим: культура и светская жизнь Псковской области - 2018
Псковское агентство информации продолжает подведение итогов 2018 года. На этот раз мы предлагаем читателям вспомнить основные события культурной и светской жизни Псковской области. Из общей мозаики ПАИ выбрало наиболее яркие и запоминающиеся явления. Представленный обзор не претендует на полноту, поэтому дополнения и своё видение можно оставлять в комментариях.
ПРЕМЬЕРА ГОДА – «Каштанка» и «Река Потудань»
На этот раз премьеру года выбрать как никогда трудно. Прошедший год для Псковского академического театра драмы выдался на редкость насыщенный. Но, тем не менее, остановимся на двух самых нашумевших работах: «Каштанка» по рассказу Антона Чехова в постановке известной актрисы, уроженки Пскова Юлии Пересильд и «Река Потудань» по повести Андрея Платонова в интерпретации новосибирского режиссёра Сергея Чехова.
«Каштанковцы»
Известие о том, что Юлия Пересильд попробует себя в качестве режиссёра на сцене Псковского театра появилось ещё в середине августа 2017 года. Нынешний художественный руководитель театра, кинорежиссёр Дмитрий Месхиев неожиданно рассказал об этом в прямом эфире ПАИ-live, анонсировав премьеру «Каштанки» в феврале 2018-го. Уши псковской «Каштанки» торчат из Детского парка, именно здесь однажды летним днём Пересильд и Месхиев обсуждали предстоящую постановку.
Незадолго до премьеры своим подписчикам в Instagram актриса рассказала, что Чехов - её любимый автор и если бы можно было выбирать, с кем встретиться в ином мире, то она просила бы посиделок с Чеховым и Пушкиным.
Читки чеховского текста с актёрами псковской труппы Юлия проводила ранней осенью 2017-го в пейзажах Пушкинского заповедника, но настоящая подготовка и репетиции начались за две недели до премьеры.
«Времени катастрофически мало. Катастрофически. Сделать спектакль за 14 дней - это безумие, но и вызов. Мы на это пошли. Мы все в одной лодке. Спасибо моим актёрам, что они вспахивают целину!», - признавалась Юлия Пересильд.
Пересильд обожала своих актёров, и актёры отвечали ей взаимностью. Один из слухов гласил, что после нескольких дней тяжёлых репетиций режиссёр пришла и сообщила труппе: «А сегодня мы идём в клуб, танцевать и развлекаться!» Тимбилдинг по-пересильдовски.
В другой своей записи в Instagram Юлия рассказала, что «всегда относилась к режиссёрам нежно, с пониманием, с восхищением, верой». «Я не знаю, что нового откроет во мне эта работа, этот спектакль, но совершенно точно теперь я режиссёров буду любить и жалеть ещё сильнее, ибо 14 дней и ночей есть на создание мира моей Каштанки. И надо знать ответ на все вопросы: какой калибр лампочки подойдёт для наших гирлянд и чем обклеить нашу катушку, и какой цвет бархата подойдёт для костюма актеру, и кому во сколько прийти, и как поднять настроение всем, кто рядом, и что имел в виду Чехов, и как это сделать, и как сыграть, не играя, и на сколько сантиметров выше сделать стол, и можно ли договориться о том, чего нельзя…»
В итоге двухдневная премьера в рамках XXV Пушкинского театрального фестиваля прошла при аншлаге, режиссёрский дебют Пересильд в родном Пскове удался. Позже спектакль вошёл в программу фестиваля искусств «Черешневый лес» в Москве, где на постановке в числе прочих побывали небезызвестные Роман Абрамович, Арина Шарапова, Алексей Учитель и Наталья Тимакова. Затем «Каштанку» возили на петербургскую «Радугу», а уже в сентябре в рамках федеральной программы «Большие гастроли-2018» «каштанковцы» снова отправились в Москву, затем на рязанский фестиваль «Встречи на Театральной».
Номинант на «Золотую маску»
Помимо московско-петербургских гастролей (ни где-нибудь, а на сцене Александринки) спектакль «Река Потудань» по итогам года стал номинантом престижной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль малой формы в драме». Сергей Чехов номинирован за постановку как лучший режиссёр в драматическом театре, Анастасия Юдина - за сценографию, Илона Гончар будет претендовать на награду за лучшую женскую роль, Юрий Новохижин и Виктор Яковлев отмечены как исполнители лучшей мужской роли второго плана. Итого у псковского театра шесть номинаций.
В спектакле задействованы всего пять артистов: один народный – Юрий Новохижин, два заслуженных – Виктор Яковлев и Надежда Чепайкина, а также Денис Золотарёв и хореограф театра, жемчужина постановки Илона Гончар, украсившая её своей игрой и пластикой.
Премьера постановки по повести Андрея Платонова состоялась на Малой сцене Псковского театра драмы 23 марта, а немногим ранее в интервью завлиту Любови Никитиной режиссёр признавался, что находится в «перманентном восторге» от готовности погружения псковских актёров в экспериментальный театр.
«Это что-то невероятное. Я пришёл со своей затеей, а у меня за столом народный и два заслуженных. Тут я начал прикидывать, в какой момент они меня побьют. Но они были на моей стороне и поддерживали меня», - откровенничал Сергей Чехов.
«Река Потудань» стала частью проекта, который в театре назвали «Пространством эксперимента», поэтому на всякий случай перед началом постановки заместитель худрука по репертуарной части Андрей Пронин попросил прощения у зрителей, которым спектакль не понравится, и предупредил, что воспринимать его будет непросто. К такому, мол, не всякий столичный зритель готов, что говорить о патриархальной провинции. Но, то ли Европа рядом, то ли псковичи всё тактичнее, то ли зрители перестали ждать от спектакля готовых, разжёванных смыслов, однако с действительно непростого спектакля никто не ушёл. И реплик вроде «Ни черта не понял!» тоже, как будто, не было.
Вишенка на торте
Не прощу себе, если не упомяну в итогах замечательный спектакль «Таланты и поклонники» по пьесе Александра Островского в постановке петербургского режиссёра Владимира Золотаря, премьера которого также пришлась на 2018-й. Псковское региональное отделение Союза театральных деятелей РФ вынесло вердикт, назвав спектакль лучшей постановкой сезона. В номинации «Лучшая мужская роль сезона 2017-2018» лауреатом стал Евгений Терских за роль Великатова, лучшую женскую роль сезона сыграла Ксения Тишкова, исполнившая Негину.
Яркой вспышкой, открывшей в сентябре новый сезон, стал неклассический ремейк гоголевского «Ревизора» от Петра Шерешевского. Спектакль вышел неоднозначным и очень злободневным. Таким, что один из зрителей даже обратился к вице-губернатору Вере Емельяновой с просьбой ввести цензуру в театре. Обращение пскович опубликовал на сайте губернатора Михаила Ведерникова, заявив, что во второй части постановки зрители увидели «голую задницу» и «постельную сцену».
«Мы от такой постановки «Ревизора» немного опешили. Не готовы еще мы к таким реалистичным сценам. Если нет внутренней цензуры у артистов, то цензура должна быть со стороны чиновников от культуры. «Спасибо» вам за наше окультуривание», - оскорбился автор жалобы.
ПОНИЖЕНИЕ ГОДА – Дмитрий Месхиев
Весь апрель Дмитрий Месхиев вынужден был опровергать в СМИ слухи о своём уходе с поста директора Театрально-концертной дирекции Псковской области. Слухи оказались небезосновательными и, в конце концов, Месхиев заявил, что на встрече с руководством региона предложил свою кандидатуру на пост художественного руководителя дирекции. Проще говоря, попросил о понижении.
«У меня была встреча с руководством области, и я предложил свою кандидатуру на пост художественного руководителя дирекции, а пост директора занял бы кто-нибудь другой. Администрация области рассматривает кандидатуры, думаю, скоро предпримет какие-то шаги. Если в должности художественного руководителя я буду не угоден, то я покину дирекцию. К сожалению, сейчас по совокупности разных причин я не могу быть и худруком, и директором», - пояснил Дмитрий Месхиев.
В мае кандитатуру Дмитрия Месхиева в роли худрука театра согласовали. Затем кинорежиссёр, и так не слишком заметный на псковском информационном небосклоне в этом году, переключил внимание на презентацию своего нового фильма «Два билета домой» на фестивале «Кинотавр» в Сочи. Однако ни одной награды фестиваля «Двум билетам», снятым в Пскове и Печорах, получить не удалось, а Дмитрия Месхиева и вовсе заподозрили в плагиате.
Ещё во время съёмок Дмитрий Месхиев анонсировал псковскую премьеру с участием артистов, занятых в картине, но, по сообщению режиссёра, псковские кинотеатры к нему с подобными просьбами не обратились.
«Я бы с радостью это сделал, я рассчитывал на это и думал об этом, но никто, ни один человек, даже кинотеатры псковские, меня об этом не попросили. Вот москвичи попросили, петербуржцы попросили, а псковичи — нет. Тут ничего не поделаешь. Мы бы с радостью с Сергеем Гармашом приехали, но нас не звали», - рассказал Дмитрий Месхиев.
«Скоро друзья закончатся»
Летом образовалось театральное затишье, но уже в сентябре на пресс-конференции в честь открытия нового сезона Месхиев вновь заявил о себе. Он подчеркнул, что намерен уйти из театра, если театру не дадут финансирования на новые постановки.
«Мы зовём наших друзей ставить спектакли – скоро друзья закончатся, – отметил он. – Надеюсь, что финансирование проблемы разрешится, иначе у нас не будет премьер до февраля, и я просто уйду из театра. Сильный, модный региональный театр можно делать только при наличии денег на новые спектакли».
Кстати, премьер, кроме «Ревизора», с тех пор не было.
В этом же сентябре Месхиев представил нового директора театра Людмилу Цишковскую: «Я считаю, что для нашего театра это несомненная удача, потому что это профессиональный руководитель, знающий, что такое театр».
Прежде Цишковская работала директором геленджикского театра «Торикос» и московского Центра драматургии и режиссуры, была заместителем директора Центрального дома актёра в Москве.
Заместитель Месхиева Андрей Пронин на богатой на информационные поводы пресс-конференции анонсировал ещё и открытие Школы театрального блогера. Школа при театре работала в ноябре-декабре. Уже и первые выпускники имеются.
НАЗНАЧЕНИЕ ГОДА – Директор Псковского музея-заповедника
«Я устал, я ухожу»
1 февраля Юрий Киселёв покинул пост директора Псковского музея-заповедника по собственному желанию и ушёл на должность заместителя директора музея по научно-исследовательской и экспозиционно-выставочной работе. По словам Юрия Киселева, занимаясь административной работой, он всегда мечтал вернуться к любимому делу. Научно-исследовательская, творческая работа привлекает его намного больше, чем административная. До момента объявления конкурса на замещение образовавшейся вакансии исполнять обязанности поставили первого заместителя директора Сергея Сарченкова.
«Скоро сказка сказывается...»
Экс-председатель Псковского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, искусствовед и архитектор Ирина Голубева после ухода Киселёва заявляла, что директор Псковского музея-заповедника должен сочетать в себе и административные способности, и очень хорошо знать музейную деятельность. В Пскове, по её словам, сотрудников, способных возглавить учреждение не наблюдается.
В апреле заместитель председателя Государственного комитета Псковской области по культуре Владимир Куприн уточнял, что на пост директора претендуют двое: Сергей Сарченков и доктор исторических наук Владимир Аракчеев.
«Оба кандидата очень достойные. Сегодня [дело было 10 апреля - ПАИ] состоялось заседание конкурсной комиссии. На то, чтобы принять окончательное решение и сообщить его кандидатам, у нас есть пять рабочих дней. Думаю, что результаты появятся в начале следующей недели. Будет определено либо имя директора, либо, если какие-то моменты нас смутят, конкурс будет объявлен не состоявшимся», - пояснил Владимир Куприн.
Но и в конце месяца имя нового директора Псковского музея-заповедника общественности не сообщили. Из-за отсутствия кворума конкурсная комиссия не смогла вынести окончательное решение. Создавалось впечатление, что оба достойных кандидата не в восторге от подобного поворота в карьере. Лишь в середине мая Сергей Сарченков официально лишился приставки «и. о.», а музей, наконец, обрёл руководителя.
ИНСТАЛЛЯЦИЯ ГОДА – «Россия начинается здесь»
Два лагеря и три слова
В этом году псковичи вновь нашли повод разделиться: меньшинство радовалось тому, что под предлогом паводка и ремонта в начале апреля с набережной реки Великой исчезла световая инсталляция «Россия начинается здесь», большинство удивлялось затянувшимся работам и с нетерпением ждет её возвращения.
Псковское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры ( ВООПИиК) вместо метафизических споров про наличие отсутствия сделало ход конём, устами своего руководителя Андрея Лебедева заявив: «Кремль не фон для разных надписей, чтобы там не было написано. Эта штука не должна быть там. Совершенно лишняя деталь, от которой лично мне на Кремль и смотреть не хочется».
Общественная организация обратилась к главе администрации Пскова Александру Братчикову, прокурору области Сергею Белову и руководителю Управления федеральной антимонопольной службы по региону Ольге Милонаец, а затем и в суд с требованием не допустить возвращения на набережную конструкции «Россия начинается здесь».
Инсталляция преткновения
В ВООПИиК посчитали, что инсталляция в охранной зоне Псковского кремля установлена незаконно и сослались на запрет размещения здесь рекламных конструкций и крупногабаритных сооружений. Несколько удивило, почему в ВООПИиК терпеливо молчали с сентября 2016 года, когда у крепостной стены на стыке музыкального фестиваля Crescendo и литературного «Заповедник» под аккомпанемент известного пианиста Дениса Мацуева зажглись три злополучных слова.
Инсталляция, напомню, появилась на набережной благодаря спонсорам. «Ни копейки государственных денег не потрачено!» - заверял в 2016 году экс-руководитель Театрально-концертной дирекции Дмитрий Месхиев. В 2018-м у охранителей, выражаясь языком интернета, пригорело, и надпись «Россия начинается здесь» не радовала (и не печалила) ничьи взоры аж до середины июля.
Пока ВООПИиК ходил по судам в конце июня тогда ещё врио губернатора Псковской области Михаил Ведерников высказался на тему букв предельно внятно: «Лично я считаю, что надпись [инсталляция «Россия начинается здесь» - ПАИ] должна там находиться, потому что многие туристы, гости, которые к нам приезжают, воспринимают ее как достопримечательность города».
Через пару дней после этого заявления рабочие приступили к монтажу конструкций на набережной, не дожидаясь решения суда, который определялся «можно или нельзя» аж до 6 июля. В итоге к 13-му числу инсталляцию всё же установили обратно.
Никогда такого не было и вот опять
Но в ВООПИиК не унывают и снова, и снова обращаются в прокуратуру теперь уже по факту незаконной установки конструкции. Судебные приставы неустанно донимают городскую администрацию представлениями о необходимости снести инсталляцию, а депутаты и защитники старины предлагают то перенести несчастные буквы выше по течению Великой, а то и вовсе убрать их на крышу здания в центре Пскова. На волне хайпа псковская студия декора выпустила симпатичный акриловый ночник с надписью «Россия начинается здесь».
Последние известия о борьбе ВООПИиК с буквами приходили в конце октября. Тогда Псковский областной суд отклонил апелляцию общества. Там заявили, что будут подавать кассацию в Верховный Суд: «Мы удовлетворены, что вопрос полностью вернулся в правовое поле. С уважением относимся к любому решению суда. Именно на решение суда должна опираться исполнительная местная власть, а не на мнение большинства из соцсетей».
ЧЕЛОВЕК ГОДА – Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)
14 мая решением Священного Синода епископ Тихон (Шевкунов) возглавил Псковскую митрополию, сменив митрополита Евсевия, ушедшего на покой. 17 мая в храме Христа Спасителя Тихона возвели в сан митрополита, а уже 21-го встречали в Пскове.
Медийная личность
По прибытии митрополит Тихон, сохранивший за собой должность главы Патриаршего совета по культуре, что называется, развил бурную деятельность. В приветственном слове к прихожанам и духовенству он обрисовал широкий круг своих интересов, которые простираются от организации воскресных школ в небольших приходах до сохранения церквей-памятников архитектуры, пребывающих в печальном состоянии. Особенно его обеспокоило состояние дел в Мирожском и Снетогорском монастырях
Через несколько дней митрополит Тихон снял с должности настоятеля Троицкого собора Иоанна Муханова, выражаясь светским языком, в связи с утратой доверия, и принял прошение архимандрита Тихона (Секретарёва) о сложении полномочий настоятеля Псково-Печерского монастыря по состоянию здоровья. В июле Священный Синод принял решение назначить Тихона ещё и священноархимандритом, и игуменом обители. Затем пришла новость об открытии в Печорах филиала Сретенской духовной семинарии. До назначения в Псковскую область Тихон был ректором этого учебного заведения с центром в московском Сретенском монастыре.
Через месяц после приезда новый митрополит, затмив прочую повестку, впервые в истории псковского духовенства собрал большую пресс-конференцию, на которой сообщил о планах по возрождению церкви Одигитрии в Пскове, повышению качества религиозного образования, вовлечению молодёжи «в орбиту дружеского общения», воссозданию школы иконописцев и реставраторов и намерениях изменить духовную жизнь Троицкого собора.
«Когда на службе в кафедральном соборе 50 человек в воскресную литургию, надо что-то менять в духовной жизни храма», - заявил митрополит Тихон.
Изменения не заставили себя долго ждать: осенью стало известно о том, что кафедральный собор станет университетским храмом ПсковГУ.
Во время общения с журналистами митрополиту пришлось ответить и на несколько неудобных вопросов о том, является ли он духовником Владимира Путина, как все о нём говорят, не имеет ли амбиций занять патриарший престол и как относится к травле правящим архиеерем (тогда им был Евсевий) убитого священника Павла Адельгейма. Тихон, как истинный дипломат от РПЦ, ответил на вопрос об отношения с главой государства максимально уклончиво и деликатно: «Мне выпало счастье общаться с Владимиром Владимировичем Путиным. Человек это совершенно поразительный. Второго такого человека по уровню интеллекта, по воле, по преданности своему делу, искренности и доброте, по способности взять на себя ответственность я не встречал».
Дело пошло
Обновлённый и регулярно наполняемый сайт Псковской епархии позволяет СМИ следить за передвижениями и работой, которую ведёт новый митрополит. Об обещанном возрождении школы иконописцев в Мирожском монастыре пока ничего не слышно, но зато по благословению владыки в Пскове открылась и уже выпустила первых учеников школа звонарей. Ни одно сколько-нибудь значимое событие, которое касается интересов церкви в регионе, не обходится без участия Тихона. Он успевает и в Гонконг съездить, и отслужить литургию в небольшом псковском храме, и провести для президента экскурсию по Псково-Печерскому монастырю, и сопроводить его на московской выставке.
В августе на областном педсовете, а затем и на встрече со студентами ПсковГУ митрополит анонсировал появление интерактивного исторического парка на месте недостроенного Дворца пионеров. Первые работы там уже начались: город, наконец, лишился «гнилого зуба» в виде железобетонного остова.
Со студентами владыка вёл себя подчёркнуто демократично: те, кто пришёл на скучную лекцию о православии, ошиблись в ожиданиях и были вознаграждены любопытной информацией о лучшей роли митрополита Тихона (тогда ещё студента сценарного факультета ВГИК) в кино, о его отношении к соцсетям и современному театру, об исторических карнавалах и встречах с известными людьми, которые планирует проводить в сотрудничестве с вузом Псковская епархия.
«Великие имена России»
Имя псковского митрополита неоднократно возникало и в федеральной повестке новостей. В октябре он стал одним из инициаторов проекта по присвоению российским аэропортам имён выдающихся исторических личностей «Великие имена России».
«Мы предполагаем, что в аэропортах появятся современные панно, мультимедийные экраны, где будет рассказано об этом человеке, его вкладе. Здесь же могут быть и информационные источники о самом крае, регионе. Зачастую мы прилетаем в тот или иной город и почти ничего о нем не знаем», - отмечал митрополит Тихон на старте проекта.
По итогам прошедшей кампании аэропорт Пскова «Кресты» носит имя княгини Ольги.
ПЕРЕЗАГРУЗКА ГОДА – Псковская областная филармония
В ноябре 2017 года пост директора Псковской областной филармонии заняла Елизавета Барышникова, в июле 2018-го ей на помощь из Москвы «выписали» дирижёра Николая Хондзинского, возглавившего коллектив симфонического оркестра. С тех пор в музыкальной жизни Пскова, однозначно, начались перемены к лучшему. Выход оркестра «в люди» и смена формата общения с публикой стали возможными, в том числе благодаря молодости и незашоренности обоих руководителей: Елизавете - 28 лет, Николаю - 33 года.
Классика open air
Спустя всего пару дней после назначения нового дирижёра псковскую публику пригласили на необычный open air-концерт «Лавандовая ночь» на террасе отеля «Покровский». Для Пскова подобный формат выступления симфонического оркестра оказался новинкой. Максимальное сближение оркестра со слушателями и расслабленная обстановка светского раута сделали классическую музыку ближе и понятнее, даже для тех, кто пришёл «за компанию» или «себя показать».
В августе приглашённые солисты Мариинского театра и псковский оркестр под руководством Хондзинского провели ещё один музыкальный вечер под открытым небом «Золото Вены». Концерт также собрал аншлаг. Псковичи поняли и оценили. Затем были оригинальные весенние и осенние выступления вроде «Музыки в ночи». Эти программы начинались в непривычные десять часов вечера.
Филармония и оркестр деликатно и, совершенно точно, успешно проводят политику популяризации классики, о которой Николай Хондзинский говорил в интервью: «Классическая музыка - удел избранных. Но вот что наиболее важно: стать избранным может каждый, ведь для этого нужно только желание и открытое сердце. Тому, кто раньше чего-то боялся в классической музыке, - а, как правило, все боятся только одного - что будет непонятно, - я горячо советую забыть свои страхи и идти в зал, не оборачиваясь и не боясь. Тогда вы тоже станете одним из тех, кто любит классическую музыку, без которой невозможно существовать».
Елизавета Барышникова пообещала, что традиция концертов под открытым небом продолжится, кроме того, организаторы намерены искать новые площадки для подобных выступлений.
А в начале нынешнего филармонического сезона Псковский симфонический оркестр впервые за свою многолетнюю историю аккомпанировал балетам «Болеро» и «Шехеразада». Эти постановки в Псков привёз Имперский русский балет во главе с Гедиминасом Тарандой.
ТАРАНДА ГОДА – Гедиминас Таранда
Если в прошлогодних итогах, по моим наблюдениям, было очень много Дмитрия Месхиева, то на этот раз на культурном небосклоне Псковской области вспыхнула звезда всемирно известного балетмейстера, руководителя Имперского русского балета Гедиминаса Таранды. В связи с этим ему решено посвятить отдельный пункт.
Понеслась!
Всё началось в апреле с мастер-класса для воспитанников школы классического танца в Пскове.
«С Михаилом Юрьевичем [Ведерниковым, губернатор Псковской области - ПАИ] мы дружим и сотрудничаем уже много лет. Поэтому, когда он пригласил нас в Псков, мы взяли балет и приехали. В таких русских городах обязательно нужно поднимать культуру. Пока здесь только одна студия балета на весь город. Но мы берем над ней шефство и будем приезжать снова и снова», - пообещал Гедиминас Таранда.
Своей демократичностью, позитивом и умением найти подход к людям балетмейстер расположил не только псковских мам, но и журналистов, с которым потом всякий раз обнимался при встречах. Уже на следующий день после мастер-класса на сцене псковского театра состоялся показ балета «Щелкунчик». Новогоднюю историю исполнили артисты Имперского русского балета и маленькие балерины из той самой школы классического танца. В зале присутствовал и Михаил Ведерников с семьёй. Гедиминас Таранда потом долго восхищался профессионализмом и уровнем подготовки псковских малышей, сумевших встроиться в постановку всего после нескольких часов репетиций.
Балетный десант
Тогда же в апреле Таранда со свойственной ему увлечённостью говорил: «У нас есть маленькие, совсем маленькие городишки, где даже ДК нет. Ничего страшного! Мы разобьём сцену в поле, поставим трактора, включим прожекторы, – такого никто не делал 40-50 лет. Потому что без нашей культуры малышня кем вырастет, что они будут защищать, о чем они будут говорить? А теперь они будут говорить, что танцевали с Имперским русским балетом. Неважно стали они трактористами или пошли на трамвай работать, они будут ехать, видеть афишу балета и в микрофон будут говорить: «Дорогие друзья, водитель троллейбуса танцевал когда-то с Имперским русским балетом». Вот это прекрасно, и к этому надо стремиться».
И уже летом балетный десант Таранды отправился в Великие Луки и Палкино. Жителей южной столицы порадовали мастер-классом и концертом, палкинцев – праздником «Сказочная Купала» и вечером балета. Средства, вырученные от выступления артистов, пошли на оснащение танцевального зала в местном центре досуга.
Член команды и директор фестиваля
Естественно, деятельный Таранда не остался в стороне от губернаторского проекта #Команда2018 и стал одним из его активных кураторов.
«Молодняк, смело внедряйтесь с предложениями! Ваша гражданская позиция нам нужна, как воздух. Мы приехали вас поддерживать», - сообщил он и добавил, что уже сейчас сам готов презентовать псковичам 24 проекта.
Позже Гедиминас и его команда даже ездили в Печорский район, чтобы помочь сделать причал для лодок-долблёнок, о существовании которых он впервые услышал от участницы проекта Татьяны Мусатовой.
В конце апреля, обдумывая туманные перспективы 52-го Всероссийского Пушкинского праздника поэзии, Михаил Ведерников предложил Гедиминасу Таранде стать его художественным руководителем. Чувствуется, губернатор прекрасно знает, что Таранда – один из немногих людей, способных в кратчайшие сроки сделать «из ничего что-то». Гедиминас Таранда, разумеется, ответил согласием и уже через две недели представил проект фестиваля на оргкомитете. Сразу после официальных докладов он сменил пиджак на косоворотку, взял в руки топор и отправился на поляну в Михайловское – делать праздник.
ФЕСТИВАЛЬ ГОДА – Всероссийский пушкинский праздник поэзии
Из спичек и желудей
Подготовку к 52-му Всероссийскому пушкинскому празднику поэзии, старт которого был назначен на 1 июня, доверили Гедиминасу Таранде. Благодаря его активности и связям большой фестиваль удалось собрать в кратчайшие сроки.
24 апреля Таранду назначили художественным руководителем праздника, а уже 16 мая он представил свой проект на оргкомитете и с топором в руках поехал в Михайловское воплощать его. Местные жители никак не могли поверить, что балетмейстер из Москвы переквалифицировался в псковского плотника. В конце месяца у фестиваля поэзии даже появился свой сайт, потом, правда, исчез. Сейчас по этому адресу почему-то ничего нет.
Тогда ещё врио губернатора Псковской области Михаил Ведерников отметил: «Принято коллегиальное решение, что праздник должен быть классическим с качественной культурной и образовательной программой, но в то же время включать элементы современной культуры, чтобы молодёжь тоже могла прикоснуться к творчеству поэта через удобный и понятный ей формат».
Дешевле внедорожника
На празднике поэзии было всё. Легче, наверное, сказать чего не было. Всё – это театральные постановки и плавучая сцена, рэп-баттл поэтов и уголок сельской идиллии с поросятами, жандармы и «имперская почта», воздушный шар и лабиринт из сена. Фехтовальщики с «Сябрами» и те были. Все 33 удовольствия обошлись региональному бюджету в 3,5 млн рублей – средняя цена какого-нибудь внедорожника.
Почётными гостями праздника стали Михаил Ведерников, директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин и спортсмен Алексей Немов.
Накануне праздника Таранда сожалел: «Пока мне псковичи говорят, что на фестивале делать нечего, и пока веры нет. Хочется вернуть популярность и народную любовь к одному из самых великих праздников. Ведь приставка «всероссийский» к названию праздника как-то уже отошла, а этого допустить нельзя. Ведь наши дедушки-бабушки, мамы-папы оставили нам прекрасный фестиваль, где собирались по 100 тысяч человек. Уму непостижимо!»
Приставку «всероссийский» новый худрук фестивалю, пожалуй, так и не вернул, но событием регионального масштаба точно сделал и, по словам Михаила Ведерникова, вдохнул в него новую жизнь.
ПОТЕРИ ГОДА – «Заповедник» и Crescendo
В этом году Псков лишился сразу двух ярких фестивалей – музыкального Crescendo и литературно-массового «Заповедника» в честь Сергея Довлатова. Фестивали канули в лету без каких-либо объяснений со стороны комитета по культуре.
Было да сплыло
Crescendo ежегодно с 2009 по 2017 год проходил в Пскове в конце сентября-начале октября и собирал на сцене филармонии лучших молодых и очень молодых исполнителей классики. Арт-директор и вдохновитель фестиваля Денис Мацуев каждый год признавался в любви к псковской публике, называл город домом Crescendo и заверял, что в его плотном графике на годы вперёд «забронированы» дни для поездки в осенний Псков.
В 2018-м что-то пошло не так, и фестиваль, якобы из-за недостатка средств перенесли на следующий год. Верится в это мало. Очень жаль, но псковичей, кажется, лишили ежегодных джазовых шоу и удовольствия от встреч с Мацуевым, к которым за девять фестивальных лет мы, признаться, привыкли. В начале октября любители концертов Crescendo запросто могли вывешивать в соцсетях эмодзи со статусом «как будто чего-то не хватает».
Не стало и «Заповедника», который задумывался ещё в 2014 году, а полноценно стартовал в 2015-м. По словам одного из продюсеров «Заповедника» Дмитрия Месхиева, задание на проведение «Довлатовфеста» со стороны комитета по культуре так и не поступило. Как говорится, «вероломно, без объявления войны».
Всего за три года жизни «Заповедник» стал одним из заметных и знаковых событий в жизни провинциального Пскова. Через литературу, кино, музыку, театр неизбалованных псковичей приобщали к актуальной культуре. В город приезжали современные литераторы, артисты, режиссёры, звёзды российского искусства, открывались интересные выставки, проходили предпремьерные показы фильмов, концерты альтернативной музыки, театральные постановки, необычные перфомансы. Например, после одного из них под Ольгинским мостом осталось граффити с Довлатовым и его цитатами. Только ленивый не запечатлел себя на этом фоне.
Благодаря «Заповеднику» на несколько сентябрьских дней город оживал и превращался в по-настоящему модное место. Всё было и ничего не стало. Без объяснений, втихаря.
ВИЗИТ ГОДА - Ольга Васильева, Владимир Мединский
Министр просвещения Ольга Васильева и министр культуры Владимир Мединский посетили Псковскую область в разные дни августа, но оба визита пересекались по ключевым темам.
Лучше - хором
24 августа в стенах Мирожского монастыря, который посетила Ольга Васильева и теперь уже экс-полпред президента в СЗФО Александр Беглов, принято решение о создании рабочей группы по сохранению и приспособлению объектов культурного наследия, расположенных на территории Псковской области. Тогда же Беглов согласился возглавить группу, однако сейчас он занимает пост врио губернатора Петербурга, поэтому перспективы пока не ясны.
На совещании в этот день тогда ещё врио губернатора Михаил Ведерников напомнил, что Псковская область насчитывает более 4,3 тысяч объектов культурного наследия, более половины из которых имеют статус объектов федерального значения.
«Некоторые объекты требуют срочной помощи и принятия незамедлительных решений. Это усадьба Строгановых в Волышово, древнейшие псковские монастыри - Мирожский и Снетогорский. В целом региону нужна стратегическая программа как минимум с пятилетним горизонтом планирования», - заявил Михаил Ведерников.
На этом же совещании министр просвещения предложила руководству Псковской области совместно с Псковской митрополией возродить традицию певческих праздников в регионе и развивать детское хоровое пение. Инициативу поддержал не только Михаил Ведерников, но и митрополит Тихон. А значит, у Псковской области уже скоро появится новая отметка в событийном календаре.
Федеральный статус
27 августа тему сохранения уникального историко-культурного наследия Псковской области логично продолжил визит в регион Владимира Мединского. Ознакомление с ситуацией в городе министр начал с сердца Пскова – Крома. Главная проблема Псковского кремля - необходимость реконструкции деревянной кровли стен, частично обветшавшей за десятилетия, а частично пострадавшей от урагана. Но Владимир Мединский сходу выразил готовность идти дальше: оказать поддержку в реконструкции стен крепости, чтобы открыть их для посещения туристов.
«Я не видел ни одной крепости в мире, чтобы стены были закрыты, и боевые ходы надо открывать. Это хороший туристический маршрут. Давайте сделаем, мы поможем», - заявил глава минкульта.
Планируется, что пешие маршруты по стенам Кремля будут открыты уже в 2019 году.
Попутно прозвучали и другие идеи. Так, в Пороховых палатах Кремля по предложению митрополита Тихона разместится православный молодежный центр. Кроме того, Тихон считает необходимым построить на территории Крома постоянную сцену: для тех же хоровых праздников, о которых ранее шла речь на встрече с министром просвещения.
Затем министр культуры и врио губернатора ознакомились с ходом реконструкции Двора Постникова и Варлаамовского угла, а также посетили Покровскую башню, работы по музеефикации которой только планируются. Администрация Псковской области уже подала заявку на финансирование этих работ в совместный проект Минкульта и Всемирного банка. Всего от региона были направлены четыре заявки общей стоимостью порядка 3 млрд рублей. Пользуясь случаем, Михаил Ведерников обратился к Владимиру Мединскому с просьбой поддержать проект реставрации и приспособления самой знаменитой башни Пскова, являющейся, к тому же, самой большой в Европе.
Ещё одна инициатива областных властей – о создании федерального музея-заповедника на базе Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск» - также получила поддержку главы Минкульта.
«Мы договорились о большом объёме совместных проектов Псковской области и Министерства культуры. Традиционно Псковская земля - место уникального культурно-исторического наследия. Она находится в фокусе внимания нашего министерства», - заверил Владимир Мединский.
РЕСТАВРАЦИЯ ГОДА – Двор Постникова и Варлаамовский угол
Более года в Пскове ведутся масштабные работы по реставрации Двора Постникова (улица Олега Кошевого, 2 А) и Варлаамовского угла (башня и стена Окольного города). Реставрация проводится в рамках проекта Министерства культуры РФ и Всемирного банка «Сохранение и использование культурного наследия в России». Из средств банка на оба объекта выделено более 1,5 млрд рублей.
Двор Постникова - памятник гражданской архитектуры XVII века. Палаты купцов Постниковых были одними из последних богатых каменных жилых построек, сохранявших традиции архитектуры того времени.
Во Дворе Постникова Псковский музей-заповедник планирует разместить для показа уникальные коллекции XV-XX веков из фондов отдела рукописных и редких книг (Древлехранилище), уникальные коллекции фонда археологии, клады земли Псковской и коллекции фонда драгоценных металлов. Там также откроется Музейный образовательный центр для внедрения инновационных форм в работе с детьми.
Второй проект — реставрация, приспособление и музеефикация северной части Окольного города — призван создать завершённую панораму Псковского кремля. «Варлаамовский угол» включает в себя три башни: Варлаамовскую наугольную, Плоскую и Воскресенскую (Высокую) и участок прясла крепостной стены от Высокой до Варлаамовской наугольной башни. Проект предполагает открытый доступ туристов на крепостную стену и в башни, где будут размещаться экспозиции из фондов Псковского музея-заповедника. В частности, в Плоской и Высокой башнях планируется разместить экспозицию, посвящённую Северной войне.
Все объекты планируется сдать к июню 2019 года, сделав их доступными и для маломобильных групп населения.
ПАМЯТНИК ГОДА – «Советскому солдату-победителю»
Неожиданно, но «столицей памятников» в прошедшем году стал Гдовский район. Здесь появились сразу два объёмных напоминания о царских временах и советской эпохе.
Чтобы помнили
8 мая в деревне Верхоляне Гдовского района открыли памятник «Советскому солдату-победителю от благодарных потомков». Он установлен в Роще памяти на средства Российского военно-исторического общества.
«За тысячу лет на Гдовской земле не осталось клочка, на котором бы не пролилась кровь. И памятник — это дань памяти всем кто воевал, защищал нашу Родину, и, в частности, погибшим неизвестным солдатам», - отметил на церемонии открытия монумента глава Гдовского района Юрий Павлов.
Рядом с новым монументом перезахоронили останки семи неизвестных воинов. Их в сентябре 2017 года во время шестой районной «Вахты памяти» недалеко от посёлка Ямм поднял поисковый отряд «Неизвестный солдат».
Восстановленный бюст
Ровно через полгода, 8 ноября, на территории гдовской крепости взамен утраченного бюста императора Александра II появился новый. Первый бюст царю-освободителю установили в Гдове в 1911 году на средства и по инициативе местного купца. В 1919 году его снесли большевики, но фотографии сохранились.
«Когда речь пошла о восстановлении памятника, то заговорили о том, чтобы поставить его на прежнем месте. Но там остался дряхлый постамент в неосвещенном месте, в тени деревьев. Мы инициировали процесс, собрали все документы, добились разрешения от областного госкомитета по охране памятников на перенос места восстановления памятника на новое, напротив собора – доминанты крепости», - рассказал настоятель храма иконы Державной Божией Матери.
Восстановление памятника шло на народные средства. Среди тех, кто пожертвовал деньги, оказались даже эмигранты из Америки и Европы. Бюст обошёлся примерно в полмиллиона рублей.
СОГЛАШЕНИЕ ГОДА – «Ленфильм» и Псковская область
15 ноября на площадке ежегодного седьмого Санкт-Петербургского международного культурного форума губернатор Псковской области Михаил Ведерников и гендиректор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин в присутствии кинорежиссёра Фёдора Бондарчука подписали соглашение о сотрудничестве.
Кинопроизводство и рибейт
Ключевым направлением совместной работы обозначено развитие кинопроизводства на территории региона.
«Псковская область обладает богатой натурой и при наличии поддержки может стать Меккой для кинематографистов. Транспортная логистика позволяет от ворот студии до центра Пскова добраться не более чем за 4 часа, плюс «Ласточка» между Псковом и Санкт-Петербургом и воздушное сообщение с Москвой позволяют хорошо и смело работать. Будем продолжать наращивать наше сотрудничество», — отметил по итогам подписания соглашения Эдуард Пичугин.
Приятным бонусом для съёмочных групп станет известие о внедрении с 1 января 2019 года системы рибейтов: кинематографистам будут возвращать часть средств, затраченных ими во время съемок на территории субъекта. В областном бюджете на эти цели заложено 3 млн рублей.
«Мы давно сотрудничаем с «Ленфильмом» и уже реализовали множество идей и проектов. Почти год в Псковской области работает образовательная площадка «Ленфильм-клуб», есть договоренности о съёмках в регионе нескольких фильмов», — сказал Михаил Ведерников, уточнив, что рассчитывает на дополнительное внимание к региону со стороны кинематографистов.
«Западные ворота»
Еще один перспективный совместный проект — международный кинофестиваль, который включен в программу проведения Ганзейских дней Нового времени в Пскове в 2019 году. «Рабочее название фестиваля - «Западные ворота».
Также при поддержке областных властей «Ленфильм» планирует открыть филиал в Псковской области. Обсуждался и вопрос создания в Пскове экспозиции легендарной киностудии.
ГЕРБ, ФЛАГ и ГИМН ГОДА – Официальные символы Псковской области
В марте тогда ещё врио губернатора Псковской области Михаил Ведерников достал из-под сукна изрядно запылившуюся тему официальных символов региона.
Парадокс
«Переносить вопрос выбора гимна и флага Псковской области больше невозможно», - заявил Ведерников на первом заседании Геральдического совета. - Нам предстоит принять важное решение, к которому нас обязывает наша многолетняя история».
Парадокс, но Псковская область - единственный субъект, который не имеет своего гимна и флага, а всем известный герб не внесен в государственный геральдический реестр. Руководитель региона добавил, что жители просят завершить эту работу, чтобы и флаг, и гимн появились.
28 апреля был объявлен открытый конкурс проектов официальных символов Псковской области, на который поступило 47 заявок: 14 — с проектами герба и флага, 33 — гимна. Самым юным участником отбора стал ученик 5-го класса Ярослав Рождественский, а самым почтенным — 83-летний пенсионер из Плюсского района Геннадий Василюк.
В апреле ответственный секретарь Геральдического совета при президенте Российской Федерации Глеб Калашников отметил, что при деловом подходе 27-летнее недоразумение с гербом и флагом может быть устранено в течение нескольких месяцев. А пока, судя по гербу, Псковская область - всё ещё часть Российской Империи. Любопытный материал об истории псковского герба можно прочесть здесь.
Высочайшее одобрение
Кардинально менять внешний вид существующего герба геральдический совет не собирался, за основу предлагалось взять образец 1995 года. Завершить работу с официальными символами планировали к 1 сентября, но дискуссии затянулись
Основные элементы государственных символов Псковской области — герб и флаг региона — прошли экспертизу и одобрены на заседании Геральдического совета при президенте лишь 16 ноября.
«Принципиальные элементы геральдических символов Псковской области на столь высоком уровне одобрены впервые за 25 лет. Все согласованные элементы исторически обоснованы, хорошо знакомы, близки и поддержаны жителями области. Это, например, фигура барса, благословляющая десница и некоторые другие», — отметил вице-губернатор и зампред регионального геральдического совета Николай Цветков.
Что касается гимна, то по итогам конкурса победителем признана работа кандидата филологических наук, доцента, члена Союза писателей России, Международной ассоциации писателей и публицистов, почетного работника высшего профессионального образования России Татьяны Рыжовой.
Затем проект официальных символов поддержал и Геральдический совет при администрации Псковской области. Михаил Ведерников предложил ходатайствовать перед Общественной палатой региона об инициации законопроекта «Об официальных символах Псковской области», который областное Собрание приняло на декабрьской сессии.
К 2019-му у Псковской области, наконец, появилась вся причитающаяся атрибутика.
РАСКОП ГОДА – Улица Свердлова
В честь грядущей реконструкции археологи дорвались до улицы Свердлова ещё в 2017 году. И сразу из небольшой траншеи и нескольких шурфов стали появляться первые находки: участок деревянного замощения переулка, выходящего к Великой улице (ныне улица Советская), мощный слой пожара конца XVII века, лошадиные подковы, обувные подковки.
«А во лбу звезда горит»
Летом 2018 года работы продолжились, и на улице Свердлова обнаружили фрагмент лицевой части черепа с сохранившейся частью головного убора, украшенного золотой фольгой.
«Здесь найден золотой венец, прилипший или привитый к черепу с монастырского кладбища у церкви Старое Вознесение. Отделить венец от костей не удалось», - рассказала руководитель Археологического центра Псковской области Марина Кулакова.
А на пересечении улиц Свердлова и Спегальского археологи открыли участок средневекового кладбища у женского монастыря Михаила в Поле. Первые данные о монастыре относятся к концу XIV века. Остатки монастырских построек уничтожены в 1960-е годы во время прокладки инженерных коммуникаций. Тогда же была разрушена часть захоронений, а асфальт положен непосредственно на могилы. «Видимо, в то время к наследию историческому относились несколько по-другому», - заметила Марина Кулакова.
Изучены 120 погребений, с ними предстоит работать антропологам. Отдельные находки (браслет и стеклянная бусина XII века) дают основание полагать, что некрополь располагался на месте более древнего - XI-XII веков. Заказчик работ принял решение, что оставлять кладбище под проезжей частью - не по-христиански, и намеренно согласился с затягиванием работ, чтобы археологи завершили исследования.
В течение всей осени с улицы Свердлова приходили любопытные новости: то малюсенький бронзовый ключик и накладку с «лютым зверем» (один из псковских символов) найдут, то бронзовую обувную подковку обнаружат, а то сосуд-рукомойник склеят из фрагментов.
Не могу не упомянуть и о Мстиславском раскопе у старой ТЭЦ. Второй археологический сезон здесь оказался не менее богатым и интересным, поэтому серия о сокровищах «сплющенного» раскопа продолжилась публикациями о находках с берегов пропавшей речушки Зрачки и средневековом пенсионере из некрополя X века.